Эксперт: Ford "проспал" тренд на кроссоверы

Юрий Зубко/РГ

Ford уже этим летом может полностью отказаться от выпуска и импорта в РФ легковых автомобилей. Не исключено, что компания сосредоточится только на сегменте LCV, в котором представлены микроавтобусы и фургоны Transit. Главный редактор журнала "Движок" Илья Огородников оценил возможный уход Ford с российского рынка.

"Все, что сегодня происходит с Ford в России, да и в Европе тоже, закономерный результат деятельности компании, начиная как минимум с 2010 года, а если быть еще точнее - с момента назначения в середине 2000-х годов одним из управляющих компанией бывшего топ-менеджера Boeing и провозглашения им программы OneFord.

Ее суть заключалась в том, что Ford избавляется от всех неликвидных активов, сокращает производство, увольняет людей, и главное - переходит на программу сокращения модельного ряда по принципу "одни модели Ford для всего мира вне зависимости от предпочтений". Собственно, также, как это происходит в авиационной отрасли.

Беда в том, что программа сработала только в краткосрочной перспективе, позволив быстро освободить необходимые для преодоления кризиса деньги. В среднесрочной же перспективе авиа-стратегия, не подходящая под авторынок, оказалась провальной, благие намерения которой добил мировой кризис 2008-2012 годов, а в России еще и обвал курса и рынка 2014 года.

Ford проигнорировал требования локальных рынков, в результате чего ни Европа, ни Россия не приняла новых "единых для всех" моделей. Откровенно "проспал" кроссоверный тренд, впопыхах вытягивая на рынки странные модели то из Южной, то из Северной Америки. И зачем-то рассеял производство по бесполезному количеству площадок.

В результате в России вместо крайне удачного Ford Focus II появляется нарядный, но непрактичный и дорогой Focus III. Его со всех сторон поджимает тренд на "бюджетники" класса B+ вроде Kia Rio и Hyundai Solaris. В ответ Ford выводит на Россию еще более дорогой и ненужный Mondeo, параллельно открывая зачем-то заводы в Набережных Челнах и Елабуге.

В результате на производстве во Всеволожске оказываются две неликвидных модели. При мощности завода в 125 000 машин в год, продажи Focus и Mondeo не дотягивают даже до 20 000 единиц. Схожая ситуация и на остальных производствах компании в России, мощности которых еле загружены", - отметил Огородников.

По словам эксперта, компании предстоит ответить на сложные вопросы.

"Беда в том, что однозначно позитивного выхода из этой ситуации нет. Продавать заводы особо некому: российский авторынок лишен драйверов роста, а это значит, что расширять производство сегодня вряд ли кто-то соберется - рынок в стагнации. В лучшем случае, вялая надежда есть только на отдельные китайские бренды. Простое закрытие заводов приведет к напряженной ситуации в регионах.

Помогла бы оптимизация модельного ряда для каждого конкретного рынка и концентрация производства в каком-то одном месте, как это сделал, например, тот же Nissan, который уверенно чувствует себя в России даже в кризис. Какую программу выберут американцы, пока никто не знает. Не исключается и вариант по сценарию GM", - сказал Огородников "РГ".